История соборов

История храмов Вологодского кафедрального собора: Софийского и Воскресенского собора

Вологодский кафедральный собор включает в себя комплекс храмов: Софийский собор (XVI в.) и Воскресенский собор (XVIII в.).
Все богатое и славное прошлое епархиальной жизни было связано именно с этими храмами. Именно они были местом служения Вологодских преосвященных архиереев, их посещали царские особы, в них проходили торжественные богослужения.
Долгие советские годы соборные храмы использовались не по назначению, слова Спасителя «Дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19:46) методично стирались из умов людей.
Только с 6 ноября 2014 г. указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова) образована приходская община Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды, таким образом в храмах возобновилась полноценная богослужебная жизнь и просветительская деятельность.

This slideshow requires JavaScript.

Софийский Успенский кафедральный собор

Софийский собор возведен на средства царя Ивана Грозного в 1568–1570 годах. Эта старейшая каменная постройка города принадлежит к числу больших русских пятиглавых шестистолпных соборов, прототипом которых является Успенский собор Московского Кремля – главный храм Московской Руси. Вологодский собор отличается экономностью декора и достигнутой за счет этого скульптурной целостностью облика. Софийский собор играет определяющую роль в ансамбле исторического центра Вологды, ему посвящен ряд публикаций (Суворов Н. И., 1863 а; Баниге, Перцев, 1970; Петрова, 2011). Он расположен между Архиерейским двором и берегом реки Вологды (ул. С. Орлова, 15). Необычной особенностью собора является его ориентировка в направлении юг – север, которую восприняли и строители соседних храмов. Это принято связывать с особенностями местности и включенностью собора в план ориентированной таким же образом каменной крепости, заложенной по воле царя в 1566 году. Собор и Архиерейский двор построены здесь на новом месте, поскольку прежний деревянный Воскресенский собор оказался за пределами возводимых укреплений. Материалом для собора послужили кирпич и привезенный издалека белый и серый камень. К 1570 году собор был практически закончен, но внимание Ивана Грозного оказалось отвлечено от Вологды, а последовавшая вскоре отмена опричнины изменила замыслы царя в отношении города. Вологодский кремль остался недостроенным, а собор стоял неосвященным еще 17 лет, не была закончена и его отделка. Согласно записанному в XVIII веке народному преданию, гнев царя будто бы вызвал кирпич, упавший на него из свода собора. Только 1 октября 1587 года, уже после смерти Ивана Грозного, святителем Антонием, епископом Вологодским и Великопермским в честь небесного патрона царя был освящен расположенный в дьяконнике первый престол в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (ПСРЛ, т. 37, с. 195, 197). Летописец сообщает, что через некоторое время и вся «церковь была освящена».

София Премудрость Божия.
Икона Ж. Дементьева, В. Новгородца 1618 года
из собрания ВГИАХМЗ (ВОКМ 6110)

Главный престол посвящен Софии Премудрости Слова Божия.

Третий престол собора был освящен в честь Феодора Стратилата – святого, на день памяти которого приходились именины царствовавшего тогда Фёдора Иоанновича. 22 сентября 1612 года на Вологду напали «польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры». Город был разграблен и сожжен, сильно пострадал и Софийский собор. Он восстанавливался на собранные с храмов епархии деньги в 1613–1616 годах. Главный престол собора был вновь освящен в декабре 1613 года, а Предтеченский придел – в июне 1614 года. В 1621–1622 годах был построен новый иконостас. Среди икон местного ряда этого иконостаса выделяются художественными достоинствами хранящиеся ныне в Вологодском государственном музее-заповеднике крупные иконы «София Премудрость Божия» (Ждан Дементьев, Василий Новгородец, 1618 год) и «Христос Вседержитель с предстоящими и припадающими святыми» (1657 год) (Рыбаков, 1994, с. 255–257).

Собор был расписан в 1686–1688 годах знаменитым ярославским иконописцем Дмитрием Григорьевичем Плехановым с тридцатью помощниками.

Композиция «Страшный суд» вологодского Софийского собора — самая большая фреска на этот сюжет в России

Фрески покрывают весь интерьер собора. Они исполнены в декоративной манере, свойственной ярославской стенописи этого времени. В куполах изображены Пантократор, Богоматерь «Знамение», Иоанн Предтеча, Отечество; в барабанах – праотцы. Западную стену занимает «Страшный суд». На сводах, а также боковых стенах, разделенных на шесть ярусов, помещены росписи с евангельскими сюжетами и изображениями Вселенских Соборов. На столпах изображены мученики, святые воины и князья. Стенопись алтаря состоит из четырех ярусов (Рыбаков, 1980).
К 1688 году собор был отремонтирован и снаружи: пристроено западное крыльцо, на главы установлены железные прорезные кресты, выкованные Ульяном Омельяновым по образцу креста московской церкви Николы Явленного. После пожара 1698 года, уничтожившего кровлю и шлемовидные завершения глав, новые купола собора были сделаны в форме луковиц и увеличены (Баниге, Перцев, 1970).

В соборе сохранился третий по счету иконостас, построенный вместо обгоревшего прежнего в 1724–1737 г

Иконостас Софийского собора.

одах мастером Арсением Борщевским. Это монументальное пятиярусное сооружение в стиле барокко завершено Распятием с предстоящими. Иконы для нового иконостаса написаны в 1730‑х годах Максимом Искрицким (Рыбаков, 1994).

В 1740-х годах позакомарное покрытие было заменено на четырехскатную кровлю, что сделало силуэт собора приземистым. В 1765 году в соборе был сделан разобранный в 1929 году пол из чугунных плит.

В ходе ремонта 1848–1851 годов Предтеченский придел собора был упразднен. Собор окружили невысокой каменной оградой, ко входам пристроили тамбуры, растесали некоторые окна. В 1852 году ярославский иконописец А. М. Колчин с артелью
«поновил» стенопись.
Высокая значимость собора определяется и мемориальной функцией: в нём в период с конца XVI до начала XIX века были похоронены 12 вологодских архиереев, один из которых, освятивший собор святитель Антоний (правил в 1585–1587 годах), почитается как святой (Верюжский, 1879), его мощи в 1998 году перенесены в церковь Николы во Владычной слободе. В соборе молились приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II.

Картина А.И. Ушакова Выход императора Александра II из Вологодского Софийского собора 15 июня 1858

Советская власть, ставя задачу снижения роли Церкви в жизни общества, использовала любые поводы для закрытия храмов и поддержания противостояния внутри Церкви. 14 августа 1923 года Постановлением Губернского отдела управления договор на использование Софийского собора с общиной верующих патриаршего толка был расторгнут, и Софийский собор перешел к общине обновленцев.
18 марта 1924 года храм был закрыт (поводом послужила неуплата общиной налогов) и передан Вологодскому объединенному музею (Спасенкова, 2000, с. 260, 281). В соборе велись экскурсии и разместилась небольшая экспозиция, посвященная истории религии и атеизма, центром которой несколько десятилетий был маятник Фуко, сооруженный в марте 1929 года в числе первых в СССР устройств такого рода (Куропатников, 1929).

 

В 1923 году в титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры, находящихся в ведении и под охраной Главного управления научных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения, были включены сооружения Архиерейского двора, где расположился музей, и действующий Софийский собор.

В 1941–1942 годах собор (как и большая часть кремля) был временно занят ветеринарным складом № 282 Народного комиссариата обороны (Конасов, 2000). В сентябре 1942 года в соборе возобновились экскурсии и была открыта выставка, посвященная победам русского оружия.
В 1959–1970 годах по проекту архитектора В. С. Баниге произведена архитектурная реставрация собора: разобраны

Реставрация фасадов и глав Софийского собора.
Фото конца 1950-х годов из собрания ВГИАХМЗ

поздние пристройки-тамбуры и ограда, восстановлены позакомарное покрытие собора и первоначальные размеры окон, поставлен один упавший крест, главы обиты оцинкованным железом. В 1962–1978 годах под руководством реставратора Н. В. Перцева произведена реставрация и закрепление фресок и живописи иконостаса. На основе исследований специалистов Государственного научно-исследовательского института реставрации в 1999–2007 годах для обеспечения сохранности стенописи нормализован микроклимат собора: произведена реставрация стен и кровли, проведен дренаж, устроены вентиляция, подогрев пола и подполье.
В 1988 году в соборе после долгого перерыва начались праздничные службы. В августе 1992 года впервые в истории Вологды в соборе состоялось Патриаршее богослужение. В июне 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь служил в обновленном соборе. С 1997 года собор совместно используется Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией Русской Православной Церкви. 15 октября 2014 года Патриарх Кирилл подписал указ о присвоении храму статуса кафедрального собора.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 и Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176 собор в составе ансамбля Вологодского кремля объявлен памятником архитектуры федерального значения.

 

 Воскресенский кафедральный собор

К тому моменту, когда началось сооружение Воскресенского собора, необходимость строительства теплого храма в дополнение к неотапливаемому Софийскому собору давно назрела. В 1757–1770 годах на участке, примыкающем к северной стене Софийского собора, уже предпринималась попытка построить каменный Сретенский собор, но неоконченное здание растрескалось и было разобрано. В 1772–1776 годах архитектором Златицким на месте специально снесенной угловой башни кремля построен и освящен 30 октября 1776 года ныне существующий Воскресенский собор (ул. С. Орлова, 15) – двухэтажное пятиглавое здание барочной архитектуры (Суворов Н. И.,1863 а, с. 102–103). К овальному в плане корпусу собора, покрытому огромным сферическим куполом с восьмигранной главой на нём, присоединены четыре малых круглых притвора, увенчанных глухими восьмигранными двухъярусными главками‑башенками, алтарь и трапезная. С северной стороны к собору по крепостной стене были устроены крытые переходы.
В 1805 году на первом подклетном этаже собора был освящен престол во имя Киево-Печерских чудотворцев.

Вид интерьера Воскресенского собора

В 1824 году, к визиту императора Александра I, со стороны Кремлёвской площади к собору пристроили парадный вход в виде четырехколонного портика, поддерживающего треугольный фронтон. В 1832–1833 годах собор отремонтировали: ведущий из трапезной в церковь проем был значительно расширен, собор внутри был оштукатурен и расписан ярославскими мастерами, сделан новый деревянный пол, новый одноярусный иконостас; 13 сентября 1833 года собор освящен вторично (Суворов Н. И., 1863 а, с. 104–105; Нордов, 1873, с. 3). В 1848 году стенная роспись собора была переписана ярославским мастером А. М. Колчиным, а в ходе поновления 1872 года – П. С. Дешевовым; в третий раз собор был освящен 17 декабря 1872 года (Суворов Н. И., 1873 б, с. 16). Современники полагали, что отделка собора середины XIX века (хотя и копировала, например, некоторые работы Рафаэля и Леонардо да Винчи) не имела художественного значения: по оценке Г. К. Лукомского в 1914 году «внутри собор не представляет решительно ничего интересного» (Лукомский, 1914, с. 81).

Игнатий (Брянчанинов) (1807 — 1867), епископ Кавказский и Черноморский, святитель.

В Воскресенском кафедральном соборе 28 июня 1830 года совершено пострижение в монашество вологодского дворянина Дмитрия Брянчанинова (1807–1867) с наречением его Игнатием. Игнатий Брянчанинов впоследствии стал одним из крупнейших богословов России. 6 июня 1988 года святитель Игнатий причислен к лику святых. В марте 1913 г. в Воскресенском соборе архиепископ Тихон, (будущий Святейший Патриарх) совершил хиротонию архимандрита Спасо-Прилуцкого монастыря Неофита (Следникова) во епископа Измаильского.
В Воскресенском соборе в конце XIX – начале XX века находился ряд известных икон. Здесь большую часть года хранилась чтимая явленная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прославленная исцелениями в 1766 году в Богоявленской
церкви на Лосте вблизи Вологды.

Святая Троица («Зырянская»). Икона конца XIV века
из собрания ВГИАХМЗ (ВОКМ 2780)

В 1847–1928 годах в соборе находилась и икона XIV века «Зырянская Троица» с надписью особым «зырянским» алфавитом, составленным святителем Стефаном Пермским. Икона была обнаружена в 1788 году академиком Яковом Фризом в сельской церкви Яренского уезда, и по распоряжению Вологодского епископа Арсения в 1790‑х годах ее перевезли в Софийский собор (Иконы Вологды … , 2007, с. 130–137). В середине XIX века в Воскресенский собор из приписанной к кафедральному собору церкви Николая Чудотворца на Извести (Александра Невского)
была перенесена икона «Никола Великорецкий» середины XVI века (Иконы Вологды … , 2007, с. 516–521). В настоящее время обе эти древние иконы хранятся в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
С 1923 года Воскресенский собор был занят обновленческой общиной. В 1920–1930‑х годах в нем служили вологодские обновленческие архиереи.
В 1930‑х годах это был единственный действующий храм в центре города (в это время действовали только кладбищенские храмы). 5 марта 1938 года специальным постановлением Вологодского горсовета Воскресенский кафедральный собор был закрыт (Спасенкова, 2000, с. 281). После закрытия собора его иконостас был демонтирован, а стенопись утрачена. В 1950 году в здании открывается художественный отдел Вологодского областного краеведческого музея. В 1952 году на базе коллекции музея образована самостоятельная Вологодская областная картинная галерея, и с 1954 года в соборе действует ее центральный выставочный зал. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 и Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176 Воскресенский собор в составе ансамбля Вологодского кремля объявлен памятником истории и культуры федерального значения.

В июне 2015 года было обнародовано Распоряжение Росимущества о передаче епархии в безвозмездное пользование Воскресенского собора города Вологды. Документ предписывает расторгнуть 26 мая 2016 года договор о совместном использовании памятника истории и культуры федерального значения «Воскресенский собор» от 13 ноября 2009 года № 114 с Бюджетным учреждением культуры Вологодской области «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» и Бюджетным учреждением культуры Вологодской области «Вологодская областная картинная галерея» и передать с 01 июня 2016 года в безвозмездное пользование Православной религиозной организации Вологодской епархии Русской Православной Церкви для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом, объект недвижимого имущества государственной казны Российской Федерации — Воскресенский собор (XVI- XVIII в.)

4 декабря 2016 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) совершил чин освящения кафедрального Воскресенского храма и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. К началу богослужения в кафедральный собор из храма Покрова на Торгу крестным ходом была перенесена рака с мощами святителя Антония Вологодского.

Также  в Воскресенском соборе хранятся ковчеги с мощами: святителя Маркелла архиепископа Вологодского, святителя Иннокентия архиепископа Херсонского (бывшего в 1841 г. Вологодским архиереем), святителя Игнатия епископа Кавказского.

Соборная колокольня

Чертеж соборной колокольни XVII века,
выполненный А. И. Иваницким в 1860-е годы, из собрания Государственного исторического музея
(ИЗО 42949/р-6577)

Между Софийским и Воскресенским соборамивозвышается колокольня – вертикальная доминанта исторической Вологды (ул. С. Орлова, 15). Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена, очевидно, в конце XVI столетия: о ней известно лишь то, что она сгорела во время захвата Вологды польско-литовскими интервентами 22 сентября 1612 года. Погибли и колокола, поскольку для Софийского собора был временно взят благовестный колокол из Спасо-Прилуцкого монастыря. В дальнейшем колокольня Софийского собора упоминается в 1622 году, она была деревянной шатровой: «наняты плотники… колокольницу рубити о осьмистенах». Известно, что помимо 11 колоколов на ней имелись редкие в то время на Руси часы. В 1636 году постройки Архиерейского дома сильно пострадали от пожара, и вместо сгоревшей колокольни было
установлено временное сооружение для колоколов («поставили столбы») (Федышин, 1995). В 1641–1642 годах построили новую колокольню, водрузив на нее еще несколько колоколов и установив новые часы: «боевые с перечасьем» – отбивавшие четверти часа, имевшие «указной круг» (Суворов Н. И., 1872 г, с. 23). Уже в 1653 году архиепископ Маркелл так характеризовал в челобитной
царю состояние этой постройки: «а колокольня, государь, деревянная ветха, и бревна из стен идут вон», и просил разрешения использовать для строительства каменной колокольни припасы недостроенной крепости времен Ивана Грозного.

В 1654–1659 годах возводится первое каменное здание колокольни. Высокий восьмигранный столп с лопатками и аркадой яруса звона увенчал стройный шатер с небольшой главкой, а «Кириллова монастыря старец Михайло починивал боевые часы, … и указное колесо зделал, и бой к колоколам привел». Полный час отбивал большой колокол – благовестник, а «перечасья» – шесть зазвонных и призвонных колоколов.

В 1703 году колокольню повредило ударом молнии (Сказание о страшной грозе, 1883). Сгоревшие кровля и главка вскоре были восстановлены, но шатер не удавалось исправить около двадцати лет из-за недостатка средств и по той причине, что большинство вологодских ремесленников было мобилизовано на петровские новостройки и верфи. Служители отмечали, что «от звонного зыку из расселин кирпичи сыплются, и оттого опасность большой порухи».

В 1868 году при подготовке к празднованию 300-летия Софийского собора было решено

Соборная колокольня. Фото конца XIX века
из собрания ВГИАХМЗ (нв 5189-4)

надстроить колокольню, которая, по мнению современников, «не соответствовала достоинству прочих зданий». Губернский архитектор А. И. Иваницкий (а не его преемник В. Н. Шильдкнехт, как считалось ранее) составил обмерный чертеж старой колокольни и, как минимум, два варианта ее перестройки, и в 1869–1870 годах под его наблюдением был реализован проект перестройки соборной колокольни в псевдоготическом стиле, однако в деталях постройки ощущаются и веяния зодчества Древней Руси. Колокольня высотой 78,5 м стала самой высокой в епархии. На деньги вологжан В. А. Засецкой и А. П. Набалова в Москве в фирме «Братья Бутеноп» были приобретены и в декабре 1871 года установлены куранты с четырьмя цифер-
блатами (Суворов Н. И., 1872 г). На колокольне сохранился набор из 24 колоколов XVII–XIX веков. Многие колокола имеют названия: Большой (Праздничный), Архангельский,
Большая Лебедь, Малая Лебедь, Часовой, Великопостный, Юбилейный… В 1701 году, во время изъятия по всей России четвертой части «колоколенной меди» на военные нужды, с Софийской колокольни не было снято ни одного колокола. Более того, на звоннице появились два новых колокола, присланные из Москвы за сданный архиепископом Гавриилом сверх нормы лом цветных металлов; больший из этих колоколов отлит одним из создателей Царьколокола Иваном Моториным (Федышин, 1995).

29 декабря 1929 года на заседании президиума Вологодского горсовета принято решение о запрещении колокольного звона со всех церквей города Вологды (Спасенкова, 2000, с. 267–268). Постановлением президиума горсовета от 30 января 1930 года было решено снять колокола со всех церквей Вологды. Однако, вопреки всему, софийские колокола были спасены работниками музея от уничтожения в феврале 1930 года, когда участники субботника по сбрасыванию колоколов не были допущены на колокольню. В 1988 году при музее был создан ансамбль звонарей, и с тех пор величественный звон соборной колокольни вернулся в культурный уклад города. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 и Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176 в составе ансамбля Вологодского кремля колокольня объявлена памятником архитектуры федерального значения. В 1967 году механизм курантов, остановившийся из-за износа его частей, восстановили часовой мастер музея В. А. Корольков и бригадир слесарей завода «Северный коммунар» Б. Н. Сосин (Вологда в минувшем тысячелетии… , 2007, с. 155). В 1950‑х и 1980–1981 годах главу колокольни вновь позолотили.

Источник: История православных храмов и монастырей Вологды / М. В. Васильева, Е. А. Виноградова, А. В. Камкин, Ф. Я. Коновалов, А. И. Меньшиков, И. В. Спасенкова, А. В. Суворов; гл. ред. А. В. Камкин. – Вологда : Древности Севера, 2014. – 208 с.: ил.

 

 

Просмотров — (449)